На HBO вышел первый эпизод мини-сериала "Чернобыль". Пять серий, по часу каждая, подробно описывают саму аварию на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года и события в течение двух лет после нее.
Режиссер Йохан Ренк известен по работе над сериалами “Во все тяжкие”, “Викинги” и “Ходячие мертвецы”. Сериал снят в совместном производстве американским каналом HBO (создатели “Игры престолов”) с британской телесетью Sky. Основные съемки проходили в Литве (саму Припять снимали в Вильнюсе), частично - в украинском Киеве. Главные роли исполнили Джаред Харрис (“Террор”, “Корона”), двукратная номинантка на “Оскар” Эмили Уотсон (“Вселенная Стивена Хокинга”, “Эквилибриум”) и Стеллан Скарсгард (“Девушка с тату дракона”, “Тор”, “Умница Уилл Хантинг”).
Премьера первого эпизода сериала состоялась на “Амедиатеке” 6 мая. Следующие серии будут выходить каждый понедельник вплоть до 3 июня.
“Страна” уже начала смотреть сериал “Чернобыль” и рекомендует читателям сделать то же самое.
Потому что это тот случай, когда правда страшнее любой выдумки.
Главные роли в сериале "Чернобыль" исполнили (слева направо): Стеллан Скарсгард, Джаред Харрис, Эмили Уотсон. Фото здесь и дальше: НВО
События в картине основаны на реальных фактах о Чернобыльской трагедии. Сценарист Крейг Мазин и режиссер Йохан Ренк изучили массу исторических документов, записей очевидцев трагедии, ученых, историков, съездили в Припять. В результате получился очень реалистичный, даже пугающе реалистичный фильм.
При этом “Чернобыль” - не скучная документалка с хронологией событий, каких уже снято-переснято об аварии. Это художественный фильм. С напряженной драматургией, тщательной проработкой образов персонажей, качественным визуалом и полной аутентичностью.
Вся атрибутика советской Украины годов воссоздана до мелочей: от панельных домов и “Волг” - до мусорных ведер, школьной формы, телефонов, шляп, причесок и формы усов советских чиновников. Историческая точность, которой удалось добиться создателям сериала, поражает. Тем, кто застал то время, будет интересно взглянуть на Припять образца 1986 года - тогда еще процветающий город атомщиков, а не опустевший город-призрак, в который он превратился сейчас.
Тем же, кто ничего не знает ни о Припяти, ни о Чернобыле - сериал расскажет о трагедии лучше любого учебника истории. Но предупреждаю: это зрелище не для слабонервных.
Сериал правдив и трогателен, как историческая драма, но есть в нем и что-то от хоррора. Местами смотреть это почти физически тяжело. Не потому что взрыв, авария, катастрофа, смерть. А потому что люди, которые могли этому помешать, могли спасти тысячи жизней, делали вид, что ничего не произошло. Просто потому что не хотели признавать неудобную правду.
Фатальное столкновение: идеология против здравого смысла (“Как это реактор взорвался?! В великом СССР просто не может что-то пойти не так!”)
Больно смотреть, как партийное руководство, своими глазами видя на улицах Припяти блюющих людей с красными лицами и кровоподтеками от облучения, вместо того, чтобы эвакуировать город, уверяет: причин для паники нет.
Как некомпетентные тупогловые бюрократы не готовы слушать и принимать экспертное мнение, потому что оно расходится с партийными лозунгами.
Как ни о чем не подозревающие жители Припяти выходят в ночь аварии с детьми в колясках на мост - оттуда “лучше видно”, как “красиво горит АЭС”.
Как пожарный, которого вызвали тушить якобы обычный пожар, весело натягивает штаны и привычно чмокает беременную жену в щеку - мол, не волнуйся, скоро вернусь...
А на следующее утро ни о чем не подозревающие дети играют на улице и весело бегут в школу.
Причина Чернобыльской катастрофы - ужасающа в своей простоте. Судьбоносный человеческий фактор. Тотальная чиновничья халатность. Нежелание признать ошибку. Да и просто признать очевидное.
Что реактор взорвался. Что там уже нечего тушить. И нечем.
Что опасно посылать на АЭС людей без защитных костюмов, пока не ясен уровень радиации.
А выяснить его не удается. Почему? А потому что единственный нормальный дозиметр спрятан в сейфе, ключа от которого ни у кого нет! И пока ищут ключ, местные жители получают смертельные дозы облучения.
Сериал стоит в принудительном порядке смотреть всем украинским чиновникам, и простым гражданам. Первым - чтобы помнили: политика не должна затмевать здравый смысл. А вторым - чтобы были тем самым здравым смыслом, который нельзя не слушать.
Вообще, моральным долгом Украины перед собой и всем миром было бы самой снять такой сериал о “Чернобыле”, где честно показалась бы причина катастрофы, ее последствия, и вся гнилость партийной структуры, которая это допустила. Этот сериал посмотрели бы все.
И это, пожалуй, единственное, что расстраивает в работе HBO и Sky. То, что такой мощный сериал про украинский Чернобыль снимают США и Британия, а не Украина.
Сериал “Чернобыль”. Отзывы
“Чернобыль” получил более высокие оценки в рейтингах, чем “Мстители: Финал”. Критики называют его “хорошим кошмаром”.
Мировая пресса публикует только положительные рецензии на сериал. Редактор раздела Культура BBC Уилл Гомпец, как и Бенджи Уилсон с Telegraph, поставили ему пять звезд.
“Сказать, что новый мини-сериал от HBO "Чернобыль" наводит на размышления - все равно, что описать Усэйна Болта как хорошего бегуна, а воды Антарктики - как умеренно холодные. Эта лента не просто заставляет думать - она лишает сна”, - заявил Уилл Гомперц.
Джуди Берман с Time считает, что сериал имеет сильный политический подтекст и предупредительный сигнал всему человечеству: “”Чернобыль” демонстрирует, что бывает, когда общества перестают прислушиваться к науке. На фоне стремительно ухудшающегося мирового климатического кризиса – это критически важный сигнал”.
Мэттью Гилберт из Boston Globe отметил, что Чернобыль – это хорошо рассказанный кошмар, который трудно смотреть, периодически не закрывая глаза руками. Он похвалил драматургию, актерскую игру и операторскую работу.
“Сегодня правда — это вымирающий вид искусства”. Так о сериале “Чернобыль” в интервью “Медузе” сказал актер Стеллан Скарсгард, который сыграл в нем Бориса Щербину — главу комиссии по ликвидации последствий аварии.
Как выразился о причинах Чернобыльской аварии Скарсгард, “люди у власти считали, что они живут в идеальной системе, в которой не может что-то пойти не так. А это всегда опасная затея”.