"Господь просто так чудеса не являет. Он же не фокусник. Это перед гонениями"

Корреспондент "Страны" послушала, о чем вчера говорили верующие под стенами парламента, протестуя против "церковных" законов

Анастасия Рафал

Тысячи людей собрались под стенами парламента, Фото Анастасия Рафал, "Страна"

– Что такое депутат? Та же тварь божья, только дорвавшаяся до корыта! – машет кулаком в сторону парламента женщина в белой косынке...

– Тварь! – согласно кивает её собеседница. 

– А на месте церквей "Рошены" свои поставит, – то ли шутят, то ли возмущаются двое мужчин. 

– Страшные времена, – крестится седовласый старик. 

Пробираясь через толпы собравшихся, я улавливаю обрывки разговоров. 

Вчера у стен Верховной Рады был аншлаг. Напомним, депутаты намеревались принять законопроекты, которые позволили бы органам власти согласовывать назначение священнослужителей или вовсе запрещать религиозные организации, и легализовали бы своеобразную процедуру перехода церквей из одного патриархата в другой, которую в УПЦ уже окрестили "церковным рейдерством". 

Еще в начале недели УПЦ пообещала провести под стенами Рады "молебен о вразумлении депутатов". И провела. Исход битвы оказался 1:0 в пользу верующих. Однако война, уверены прихожане, ещё не окончена. 

"Страна" пообщалась с людьми, которые собрались вчера у стен парламента. 

Военные, юристы, бухгалтера

Верующие начали собираться в парке с 7.30 утра, и уже к 10.00 заняли всю площадь перед парламентом и лужайки в Мариинском парке.

– У нас уже є розкол і політичний, і релігійний. Якщо вони приймуть цей законопроект, – то тоді вже справді буде розкол і велике кровопролиття. Згадайте 1917 рік. Православна віра – це останнє, що об'єднує людей, – делился своими рассуждениями священник из Житомира Димитрий Ильчук с несколькими женщинами в Мариинском парке.

Словно в подтверждение его слов у стен парламента стояли верующие из Одессы и Тернополя, Ивано-Франковска и Запорожья, Львова и Киева. Собрались тысячи людей (по оценкам УПЦ 10 000). 

– Я служил в АТО в Луганской области. Помню, у нас еще там была информация, что КП хочет задействовать добробаты для участия в рейдерских захватах храмов. Слава богу, все обошлось, иначе это подняло бы волну протестов среди местного населения. Нельзя принимать законопроекты, которые дают преференции одной конфессии. Мы скатываемся в тоталитаризм, – рассуждает военный журналист, подполковник Ростислав Ткачук.   

– Нашу церковь многие военные поддерживают, – кивает пожилой мужчина Александр, который пришел поддержать УПЦ. – Вот, в Дарнице, в парке Победы есть батюшка Вячеслав, бывший "афганец". Пономарем у него – полковник, а жена полковника – лейтенант – на клиросе поёт. У меня у самого все в семье военные были. Дед был офицером царской армии, капитан артиллерии. Его в 1916 году ранили, он ушел в Киево-Печерскую Лавру, хотел принять монашество, но не успел – тогда как раз митрополита Владимира расстреляли в 1918 году. Дядьки мои, сыновья его, стали летчиками, полковниками авиации. Но всегда были верующими, даже при советской власти, когда за это расстрелять могли. И отец мой тоже верующим был. Он был минометчиком, был в плену. Три побега совершил, но все неудачно. Его освободили 9 мая 1945 года, и уже через неделю он продолжил службу в Чехословакии. Против него репрессий не было, иначе бы меня не было, – рассказывает Александр. – И он всегда был верующим человеком. И я 9 мая мая был на митинге в Брусиловском районе на братских могилах. Мы это чтим. 

– А вообще, в нашей церкви самые разные люди, – продолжает Александр. – Вот на Лесном массиве служит батюшка: он раньше инженером был, закончил университет в Токио, открыл в Киеве исследовательский центр. Потом так получилось, что он пришел в церковь, стал пономарем. А сейчас сам служит. Но и мирскую службу не бросил. Все так же возглавляет свой центр. Словом, у нас тут есть люди разных сословий.

Действительно, пока я гуляю по стенами ВР, я знакомлюсь и с военными, и с юристами, и с бухгалтерами. Поэтому разговоры получаются религиозно-светского характера. 

– Я без С1 работать не могу! Я все равно буду ее использовать. Я не знаю, я надеюсь, что они иски в суд попадут. Конечно, с учетом наших судов... Но даст бог, им все-таки хватит ума не злить людей. А эти законы – они просто противоречат Конституции! 

– Как это взять назначить человека с улицы священником? Кто их будет назначать? Порошенко, Вятрович, Кириленко? Это же тогда ни таинства венчания, ни таинства крещения никакой силы иметь не будут! – недоумевает матушка Лукия из Киева. 

– Они, конечно, глупость делают. Никто тут Москве не подчиняется. Церковь находится в каноническом единстве с Московским патриархатом, но она абсолютно независима в своем управлении. А вот если они примут эти законы, то тогда многие монастыри перейдут в непосредственное подчинение патриарха Кирилла, потому что они имеют такое право. Если власти примут эти законы, – то храмы будут стоять пустые, а верующие будут молиться в лесах и подвалах. И одному богу известно, к чему все это приведет, – рассуждает Ирина из Киева.

Всему виной Филарет    

– Я вообще считаю, что вся эта ситуация: и Майдан, и война – все это началось с Филарета, – доносится до меня беседа людей на лужайке в Мариинском парке.

– Раскол начался ещё тогда, в 1991 году. Я смотрю на людей, который ходят в КП – это не вера, они туда по политическим мотивам ходят. А я думаю, пускай Россия и Украина на политическом уровне свои проблемы решают, а церковь в это вмешивать нельзя, – рассуждает Лариса. – Потому что быть беде. 

– От тому ж люди і зібрались, щоб вони одумались. Щоб зберегти країну, – кивает ей в ответ священник из Житомира Димитрий Ильчук. 

– Червоний колір – то знак, – доносится до меня разговор компании людей возле памятника Ватутину, который кто-то накануне облил красной краской. – Це ж символ крові. Правильно, він дивиться, що в країні коїться, і у нього серце кров'ю обливається. 

– Мне вот только платежка за отопление пришла 3500 гривен, – компания пожилых женщин в парке ведет беседы за жизнь. – В Константиновке работы нет, заводы не работают, пенсионеры еле выживают. И куча военных. Молодежь, если кто хочет заработать, – все идут в армию на контракт. У меня внучка туда поваром пошла. А что делать? Если бы наше правительство хотело, – войну бы закончили сегодня. Но не хотят же.  

– Вон Гройсман сказал, что с мая у тех, у кого 949 гривен пенсии, будет 1312 гривен. И где? Ничего не добавили! Мы в Одессе выживаем только за счет 4 соток с огорода. И то воду сейчас так подняли в цене, что и не знаешь поливать или не поливать, – возмущается пенсионерка Мария из Одессы. 

– Нототения раньше стоила 12 гривен, а сразу как Янукович сбежал стала 54. Ну, и я стоя в очереди и говорю: "Ну вот, Янукович сбежал, и мне уже и есть нечего". А мне одна женщина в очереди отвечает: "фашистка, вот и беги давай за ним", – очередная компания людей обсуждает насущные вопросы повестки дня. 

– Они так уже надоели со своей пропагандой. Сегодня же день вышиванки. Все детям в детском саду сказали прийти в вышиванках. В итоге, в вышиванке пришел только один ребенок, – говорит молодая мама. – Я сама сегодня цветы покупала: говорят, если только голубые астры берете – то по 25 гривен, а если голубые и желтые – то по 20. Я взяла за 25.

Зачем они людей дразнят? 

Молебен длится весь день. Несколько тысяч верующих стоят на площади поближе к священникам, которые нараспев поют молитву. Те, кому стоять тяжело, сидят на бровках, лужайках и лавочках в парке.

Фото: Cтрана

Я гуляю по Мариинскому парку, прислушиваясь к разговорам людей. С площади под стенами Рады доносятся слова "тёмное полчище", "изнемогающие от уныния и печали", "покрый нас ото всякого зла", "избави нас, Отце Боже".

Справа и слева от меня разные группки людей обсуждают происходящее.   

– Господь создал человека, и дал ему свободную волю. А наши правители хотят поставить себя выше господа. 

– Историю они не знают. И не понимают, к чему подобные законы могут привести. Потому же и говорят, что у людей, которые не знают своего прошлого, нет и будущего, – рассуждают двое мужчин среднего возраста.  

– Это все Господь допустил по грехам нашим, – рассуждают двое седовласых стариков. – Вот у Серафима Вырецкого в пророчествах есть слова: "А если не покаяться – то и братоубийственная война будет". Он при царе богат был, занимался пушниной. А как большевики пришли, так ушел в монастырь. В войну его немцы расстрелять хотели, но не решились. А он каждый день молился о победе Советской армии. 

– Я не понимаю, зачем они это творят, – сам заводит со мной разговор мужчина средних лет, который представляется Владимиром Ивановичем. – Вот вы слышали, как владыка сказал? Когда мы голодные, – мы не выходим на Майдан, и не просим хлеба. Мы молимся. Но за веру свою мы на Майдан выйдем. Зачем они людей дразнят? Да еще в такое время, когда, кажется, еще немного, и страну порвет на части. 

В действительности, еще в обед стало ясно, что закон принимать не будут. На него просто нет голосов.

Даже в БПП не было единодушия на этот счет. Нардеп Алексей Гончаренко еще утром сказал, что проекты сняты с рассмотрения и заявил, что перед голосованием за такие законы нужно много раз подумать, чтоб не навредить государству.

Не вредить государству, по информации "Страны", просили и силовики, понимая, что после принятия закона в каждом селе могут разгореться войны за храмы

Однако верующие и не думали расходиться. 

– Это такие лукавые люди. Они сегодня сняли, завтра снова поставят. С них станется. 

– Да, сюда придется еще приходить и приходить. Вразумлять их. 

– Ой, не думают они о последствиях... – рассуждали трое женщин из Винницы. 

К чему мироточат кресты 

Днем по толпе пронеслось известие, что крест, установленный на лужайке под Верховной Радой, замироточил. Вскоре, крест из облаков заметили и над собравшимися.

И два крестных знамения, фото "Страна"

Знамение истолковали по разному. Кто-то увидел в этом знак того, что "Господь услышал наши молитвы". Другие полагали, что такие сигналы даются людям перед испытаниями.   

– Господь просто так чудеса не являет. Он же не фокусник. Это перед гонениями, – рассуждал отец Виктор, настоятель храма Димитрия Солонского в Винницкой области. – Господь укрепляет верных. Во времена гонений церковь очищается. 

О том, что битва будет будет затяжной, говорили решительно все. Даже вечером, когда депутаты разошлись по домам, отложив законопроект в долгий ящик. 

– Они не остановятся. Не это – так следующее. Они еще что-нибудь придумают. Смотрите, как они людей из Кировограда обманули с переименованием города. Люди протестовали, протестовали, а они дождались, пока все успокоится, да и приняли. Но мы, если надо, – станем тут жить под стенами их Содома, – рассуждал, собираясь уходить, киевлянин Кирилл.

– Раз они уже начали, то они не остановятся. Смотрите, что творится: на Западной Украине храмы отбирают. В Киеве храмы горят. Они будут наступать и дальше, – сворачивая транспарант, делился рассуждениями верующий из Запорожья. 

– Золото очищается когда проходит через огонь. Кто не умеет падать – не научится ходить, – рассуждал, стоя у креста священник отец Виктор из Винницкой области. - Никто не знает наперед, что будет. Но мы все равно будем отстаивать свою веру. Наша вера самая крепкая. Пускай одумаются.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.