Больше месяца на Печерских холмах вызревало решение, как воспользоваться нормами скандального закона о переименовании церковных организаций.
Вступление в силу этого документа, прежде всего, повлекло за собой многочисленные судебные тяжбы.
Но того, на что прямо рассчитывала власть, принимая этот закон - отказ Украинской православной церкви от своего бренда - так и не произошло.
Теперь в борьбу за бренд на стороне чиновников включился Минюст, опубликовавший список религиозных организаций, которые должны сменить название в соответствии с "антицерковным законом". На его выполнение Минюст выделил три месяца.
Будет ли переименовываться Украинская православная церковь, анализирует "Страна".
Принуждение к переименованию
Принятый в декабре парламентом закон о переименовании церковных организаций прямо касается только тех, чей центр управления находится в стране, официально признанной агрессором. Такая церковь обязана в своем полном названии, указанном в ее уставе, отображать принадлежность к религиозной организации за пределами Украины, в которую она входит.
О том, что в Украине действительно существуют религиозные организации с центром управления в России, "Страна" сообщала еще в день принятия этого закона.
Например, это Русская православная старообрядческая церковь, в 1.10 пункте устава которой прямо сказано о руководящем центре в Москве. Архиепископом Киевским и всея Украины в этой церкви является уроженец Винницы Никодим (в миру Николай Ковалев). Киевская епархия РПСЦ существует почти 120 лет и насчитывает 55 приходов. Еще из когорты старообрядцев, подпадающих под переименование, – Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) - Русская старообрядческая церковь (беспоповское согласие), объединяющая староверов поморского согласия. Поморцы Украины входят в Харьковскую общину и координируются Единым Советом ДПЦ, созданным в 2001 году в Санкт-Петербурге. Также под требования закона попали Русская истинно-православная церковь (РИПЦ) и Русская древлеправославная церковь (РДЦ Новозыбковское согласие).
К слову, странным выглядит само требование Минкульта о переименовании этих религиозных течений, учитывая, что в их названиях и уставах еще до принятия самого закона и так было отображено слово "русский".
Но в одном списке с этими течениями оказалась и Украинская православная церковь.
Причем, требование о ее переименовании, если читать букву закона, выглядит совершенно не логично.
Как говорится в уставе УПЦ, высшими органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви являются Собор Украинской Православной Церкви, Собор епископов Украинской Православной Церкви и Священный Синод Украинской Православной Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины.
При этом, в законе же четко сказано, что переименование должно состояться, если в уставе церкви идет речь о центре принятия решения в России. То есть, УПЦ под закон "юридически" никак не подпадает.
Но только "юридически".
Идеологически и практически - этот бренд за собой давно хочет закрепить УПЦ Киевского патриархата. И последние заявления Филарета только подтверждают это.
Война за бренд
Глава упраздненного Киевского патриархата Филарет уже не раз прямо заявлял, что не в восторге от названия новосозданной церковной структуры - Православной церкви Украины. В последний раз в интервью ТСН он прямо заявил, что ПЦУ следует переименовать в Украинскую православную церковь. "Мы же не говорим "Православная церковь России" или "Православная церковь Болгарии". Это необходимо исправить. Это перевод, и перевод неправильный. Надо говорить правильно: Украинская православная церковь", - заявил Филарет.
Аналогичные тезисы звучат и на аудиозаписи, на которой Филарет в общении с клиром УПЦ КП заявляет, что Томос дан не ПЦУ, а именно Киевскому патриархату и призывает сделать все возможное, чтобы "искоренить ПЦУ". При этом, 6 января константинопольский патриарх Варфоломей вручил главе ПЦУ Епифанию томос об автокефалии, в котором называет ПЦУ Святейшей церковью Украины (СЦУ). Эта аббревиатура вызвала немало насмешек.
"Украинская православная церковь - это дорогой и качественный бренд. И он выглядит лакомым куском для новосозданной ПЦУ. Не смотря на создание новой церкви, не смотря на выдачу Томоса и агитационный Томос-тур Порошенко, стало ясно, что бренд ПЦУ не привлекателен даже для их сторонников", - говорит "Стране" политолог Руслан Бортник.
В УПЦ же по-прежнему настаивают на том, что нет никаких оснований для смены названия.
"На сегодняшний день я не вижу никакого законного основания, чтобы религиозные организации УПЦ должны были изменить свое название", - сказал в разговоре со "Страной" председатель Юридического отдела УПЦ, протоиерей Александр Бахов.
В УПЦ уверены, что ни УПЦ КП, ни какая-либо другая церковная структура не имеют юридического права использовать название "Украинская православная Церковь".
"Когда начались все эти движения, мы им сказали, что у нас нигде не прописано, что центр находится в России. Они заявили обратное, не предоставив доказательств. Для того, чтобы это доказать, нужна соответствующая экспертиза устава УПЦ и других документов. Они этого не сделали", - поясняет "Стране" спикер Волынской епархии УПЦ Олег Точинский.
"На так называемом Объединительном Соборе им определили название ПЦУ, есть еще название СЦУ – пожалуйста, выбирайте! Однако теперь оказывается, что это название их не устраивает по каким-то причинам, и они пытаются подменить собой УПЦ, ликвидировать ее и забрать себе ее название. Но юридически у них нет никаких оснований называться Украинской Православной Церковью. Потому что УПЦ уже есть. И другой УПЦ по законодательству просто не может быть", - считает Александр Бахов.
Примечательно, что УПЦ КП, несмотря на заявления о самороспуске, до сих пор не начала ликвидировать свою юридическую структуру. Те приходы, которые, якобы переходят из УПЦ в ПЦУ, юридически, на бумаге, переводятся именно в УПЦ Киевского патриархата, а вовсе не в новосозданную церковь ПЦУ, которой юридически пока еще вообще не существует.
В церковных кругах "Стране" говорят, что регистрация ПЦУ откладывалась, так как Епифаний очень хотел регистрировать парафии под отобранным брендом УПЦ. Но дело не только в этом. Пока известна только дата интронизации митрополита Киевского - она назначена на 3 февраля и приурочена к 40-му дню рождения Епифания. Только после этого, как заявлял сам Епифаний, будет проведено заседание Священного Синода, на повестке дня которого самым главным вопросом будут кадровые назначения. А дальше - регистрация епархий новой церкви, вслед за чем можно будет перерегистрировать приходы.
Но тогда приходы, желающие перейти в новую церковь, окажутся на распутье - к кому присоединиться юридически - к уже существующей и не упраздненной УПЦ КП или к новосозданной ПЦУ. Поэтому идеологи создания новой церкви так отчаянно нуждаются в ребрендинге и жаждут заполучить название УПЦ.
Кроме того, на стороне ПЦУ играет нынешняя власть. Например, спикер Верховной Рады Андрей Парубий уже прямо заявил, что на процесс переименования Украинской православной церкви не повлияют попытки оспорить закон в суде.
"Конечно, провокаторы могут подавать жалобы, могут пытаться через суд его обжаловать, но закон принят. Судебные тяжбы могут быть длинные. Но это ни в коей мере не влияет на решения и на силу закона. И все действия в отношении переименования будут происходить согласно тем срокам, которые указаны в законе", – сказал он.
На выполнение этого закона был дан срок в 4 месяца со дня его публикации. То есть, с 26 декабря 2018 года. Таким образом, до 26 апреля 2019 года (к слову, этой дате будет предшествовать второй тур президентских выборов, который намечен на 21 апреля), у чиновников нет никаких методов, чтобы отобрать название у УПЦ юридическим путем.
"Отжать бренд у УПЦ не получается. Скорее всего, заявление Минкульта также будет опротестовано в судах, и вообще вся дискуссия и дальше переместиться в суды. УПЦ будет доказывать, что нормы этого закона их не касаются. Госорганы тем временем будут разрывать или не продлевать договора на пользование храмами, - говорит "Стране" политолог Руслан Бортник. - Но не исключено, что не дожидаясь развязки ситуации, разные радикальные группы силовыми методами будут отжимать храмы под молчаливое согласие властей".
Но и в самой УПЦ не собираются мириться с попытками церковного рейдерства.
"Наша Церковь всегда существовала в рамах украинского законодательство. Закон о свободе совести позволяет действовать религиозным организациям и без регистрации. Собственно говоря, миллионы украинских граждан являются прихожанами УПЦ не потому, что она так называется, или у неё есть регистрация. У нашей Церкви есть благодать, есть все необходимое для духовной жизни человека. Верующие отлично знают, что вне нашей Церкви они этого не найдут, какими бы названиями кто-то не перекрывался, - говорит "Стране" Председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви, архиепископ Климент. - Суть закона ведь в другом. Всем понятно, что этот закон не о названии, а об имуществе. Потому, что под предлогом изменений в уставе, связанных с переименованиями, начнутся перезаключения правовых договоров на церковное имущество, отказы в праве пользоваться теми храмами, которые нашей Церковью были восстановлены в прямом смысле с руин. Это такое узаконенное воровство в государственных масштабах. Церковная история имеет массу примеров того, что происходило с церковными ворами. А Церковь наша была, есть и всегда будет. Ее и Сталин не мог уничтожить. Украинский народ ее не оставил и не оставит".